Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой сотруднику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н):
Педагог-психолог (психолог в сфере образования, приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н):
- психолог;
- педагог-психолог;
- психолог образовательной организации;
- педагог дополнительного образования детей и взрослых;
Педагог дополнительного образования детей и взрослых (приказ Минтруда от 05.05.2018 № 298н):
- педагог дополнительного образования;
- педагог-организатор;
- Педагог дополнительного образования
Специалист в области воспитания (приказ Минтруда России 10 января 2017 г. № 10н):
- социальный педагог;
- старший вожатый;
- педагог-организатор;
- воспитатель (кроме воспитателя детского сада);
- старший воспитатель (кроме старшего воспитателя детского сада);
- педагог-библиотекарь;
- тьютор.
НАВИГАТОР ПРОФИЛАКТИКИ
Инструкция к Навигатору профилактики и описание памяток для классных руководителей, педагогов и специалистов по различным видам дивиантного поведения обучающихся.
Навигатор профилактики
Социально - психологическая дезадаптация
Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение
Рискованное поведение
Суицидальное, самоповреждающее поведение
Аддиктивное (зависимое) поведение
Агрессивное поведение
Делинквентное поведение
Риск нападения обучающимися на образовательную организацию