МБОУ СОШ г. Зернограда участвует в мероприятиях по реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Организована работа по созданию условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
1.1. Выполнение строительных работ:
- монтаж защитных ограждений (поручни в коридорах, санузле);
- укладка керамогранитной плитки;
- установка звуковых и световых указателей;
- монтаж силового кабеля.
1.2. Приобретение оборудования:
1. Аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей 1 комплект в составе:
- дисплей-моноблок iRU (страна производства Россия) с веб-камерой Logitech производитель Logitech, HD разрешения, с кодеком ВКС для видеоконференцсвязи;
- специализированный програмно-технический комплекс (стационарное рабочее место) для ученика;
- интерактивный учебно-развивающий комплекс;
- аудиокласс АК – 4 (М) «Сонет – 01 – 1»;
2. Аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей 1 комплект в составе:
- рабочее мобильное место ученика, работающего с документами;
- наушники с микрофоном;
- программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи;
- клавиатура адаптированная;
- накладка на клавиатуру пластиковая;
- машина сканирующая и читающая текст.
3. Аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП) с ВКС
- дисплей-моноблок с кодеком ВКС для видеоконференцсвязи;
- наушники с микрофоном;
- специализированный программно-технический комплекс (стационарное рабочее место) для ученика с ДЦП (ОПА);
- интерактивный учебно-развивающий комплекс.
4. Терминал ВКС интерактивная панель со встроенным компьютером и программой ВКС.
5. Документ-камера.
6. Беспроводной манипулятор.
Для реализации государственной программы Ростовской области «Доступная среда» выполнены следующие мероприятия:
- прошли курсовую переподготовку учителя, реализующие инклюзивное образование;
- разработаны и реализуются программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми потребностями;
- реализуются программы социализации детей инвалидов;
- ведется информирование родителей через сайт образовательной организации.
В МБОУ СОШ г. Зернограда созданы следующие условия
для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:
- о специально оборудованных кабинетах: в школе создана безбарьерная среда для детей с ОВЗ: в кабинете находится рабочее место ученика и установлена конференцсвязь с 5 учебными кабинетами – 41, 32, 35, 46, 47. В кабинетах - 41 (история), 32 (начальные классы), 35 (физика), 46 (русский язык), 47 (математика) можно заниматься с использованием информационных технологий. Это позволяет ребенку получать знания, психолого-педагогическую помощь и поддержку, адаптироваться к условиям социально-образовательной среды;
- об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в кабинете находится рабочее место ученика с Терминалом ВКС интерактивная панель со встроенным компьютером и программой ВКС, документ-камера, беспроводной манипулятор;
- о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: обеспечены учебниками, имеют доступ к библиотечному фонду;
- об объектах спорта, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: имеется доступ к спортивному залу и спортивному инвентарю;
- о средствах обучения и воспитания, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: аппаратно-программный комплекс для слабослышащих детей, аппаратно-программный комплекс для слабовидящих детей, аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП) с ВКС, терминал ВКС интерактивная панель со встроенным компьютером и программой ВКС, документ-камера, беспроводной манипулятор;
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания общеобразовательной организации: пандус, звуковые и световые сигналы, поручни, оборудован санузел, специализированное оборудование для инвалидов с опорно-двигательной системой, с нарушением зрения, слуха. Для доступа детей с ОВЗ имеется вход с внутренней стороны двора, созданы специальные условия обучения на первом этаже (блок «Доступная среда»), в котором расположены: учебный кабинет, туалетная комната, тактильная разметка;
- о специальных условиях питания: обучающиеся с ОВЗ получают горячее питание в школьной столовой (меню);
- о специальных условиях охраны здоровья: осуществляется функциональная диагностика состояния здоровья всех обучающихся школы, в том числе детей с ОВЗ на аппаратно-программном комплексе «Армис» по пяти направлениям: дыхательная, нервная, зрительная, слуховая, сердечно-сосудистая системы;
- о доступе к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в кабинете терминал ВКС интерактивная панель со встроенным компьютером и программой ВКС и постоянный доступ к сети Интернет;
- об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
- о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: имеется компьютер и дисплей-моноблок iRU, машина сканирующая и читающая текст, специализированный программно-технический комплекс;
- о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат: общежития и интерната в школе нет;
- о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: жилые поьещения в школе отсутствуют.
Школа реализует адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, программы начального общего и основного общего образования для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК. По медицинским и социально-педагогическим показаниям, на основании заявления родителей (законных представителей) обучающихся организуется индивидуальное обучение на дому. Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в образовательном учреждении работает педагог-психолог, учитель-логопед. Осуществляется психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации. Осуществляется социально-педагогическое, логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, разработаны и реализуются индивидуальные программы коррекционной работы с обучающимися; программы социализации детей-инвалидов. Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении ведётся информационно-просветительская работа с педагогами и родителями обучающихся, а также информирование через сайт образовательной организации, адаптированный версией для слабослышащих;
Методические рекомендации по организации и проведению педагогического совета, семинара для педагогов образовательных учреждений по организации инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовая база по инклюзивному образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
Педагогика и психология:
Школьный консилиум:
Паспорт доступности объекта МБОУ СОШ г. Зернограда
Психолого - педагогическое сопровождение детей - инвалидов:
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал на своем сайте тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к государственному выпускному экзамену (ГВЭ-9 и ГВЭ-11) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов.
Сборники заданий охватывают 11 предметов: русский язык, математика, литература, английский язык, история, обществознание, география, биология, химия, физика и информатика. Также опубликованы тренировочные сборники для подготовки слепых обучающихся к государственной итоговой аттестации после 11 класса.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и дети-инвалиды имеют право добровольно выбрать, в какой форме они буду проходить государственную итоговую аттестацию – в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), единого государственного экзамена (ЕГЭ), либо государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
В отличие от ОГЭ и ЕГЭ, государственный выпускной экзамен проводится в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов.
Для участников с ОВЗ предусмотрены особые условия сдачи экзаменов, включая помощь ассистентов и использование специальных технических средств. Экзаменационные пункты для них организуются не только в школах, но и в больницах, и на дому.
Перечень программ, предлагаемых для обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе с элементами дистанционного обучения, в профессиональных образовательных организациях Ростовской области
Памятка для родителей ТМНР